maa13 (maa13) wrote,
maa13
maa13

Categories:

И еще один факт не дает мне покоя – первое воображаемое Я появилось в плутовском романе где-то в XVI – XVII вв.
То есть, впервые раз человек-автор заговорил не от своего имени, а от имени воображаемого Другого, в первый раз человек-автор поставил себя на место Другого, вжился в шкуру Другого.
И этот Другой был плут, обманщик, мошенник.

То есть, в плутовских романах того времени – пикаресках [этакое непрестижное чтиво для образованцев из низших классов, обедневших дворян и городских обывателей] используется местоимение "Я", то есть, писатель-рассказчик объединяется с действующим лицом и ведет речь от имени вымышленного героя. Раньше такого не наблюдалось.

То есть, до этого периода авторы использовали местоимение "Я", но только тогда когда говорили от своего имени – в исповедях, в мемуарах, письмах, проповедях, речах, автобиографиях и подобном. То есть, вполне логичное и обоснованное употребление – Я говорю от своего имени, ego говорит об ego, к "внутреннему миру" которого имеет привилегированный доступ.

После плутовских романов Я заняло место Другого, Другой превращается в Я; мое ego и ego другого синтезируются в некое общее Я; ego находящееся"здесь" переносится в положение расположенного "там" другого еgoalter ego [вспомним рассуждения Гуссерля]; "здесь" и "там" стали меняться местами, Я и Другой – ego и alter ego встретились и пожали друг другу руку [а потом, в эпоху романтизма возникнет тема "двойника" – ego и alter ego поселятся в одном теле, в одной душе, а следом придет доктор Фрейд и т.д.].

Но, боже мой, почему в истории человечества ego, обретающее alter ego , обнаружило его в плутах, проходимцах, мошенниках, маргиналах, люмпенах и прочих отбросах общества?

Tags: история, литература, нарратив, общество, социология, феноменологические призмы, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments