maa13 (maa13) wrote,
maa13
maa13

Categories:

О воображении

На самом деле меня заинтересовал вопрос:
Что такое воображение?
Воображать – это значит видеть то, что не можешь видеть и ощущать непосредственно здесь и теперь – я вижу сейчас стол, я отведу глаза от стола, выйду на улицу, но, стол может снова встать перед моим внутренним взглядом, я могу без труда вообразить стол, более того, я могу вообразить-представить другие похожие столы, я могу в представить стол без одной ножки, или поцарапанным или грязным, то есть в своем воображении я могу манипулировать со столом.

Воображение выносит нас за рамки локального существования во времени и пространстве – я могу вообразить, что было со столом наблюдаемым мной сейчас в прошлом и будет в будущем, или то, что со столом никогда не будет вплоть до совершенно фантастических ситуаций [чистый вымысел] и т.д. Или могу вообразить такой же стол расположенный далеко от меня, за которым сидят другие люди и что-то пишут, например.

Можно сказать, что воображение не знает границ [хотя оно их знает и Юм тому свидетель]. Можно сказать, что воображение не знает разрывов.

Воображать – это прибавлять к тому, что "стоит перед глазами" то, что мы не видим – часть стола скрыта в темноте, но я в своем воображении могу без труда дорисовать несозерцаемую часть стола

Воображение способно подсоединять к видимому, то, что мы вообще никогда не сможем лицезреть [я никогда не был на Чукотке, но я могу вообразить как живут люди в этом краю]

Вообще, если брать ограниченность нашего непосредственного конкретно данного нам здесь и сейчас опыта, то можно сказать, что огромная часть нашей жизни проходит в воображении.

Я сижу дома и мне надо купить продукты, и я пытаюсь вообразить достаточно достоверно и правдоподобно как я это смогу сделать – представляю магазин, где есть нужные мне продукты, представляю как дойти до этого магазина, сравниваю в своем воображении разные магазины – где лучше и удобней купить и т.д.
То есть, в своем воображении я предвосхищаю будущее.
И прошлое – это только воображение.
Таким образом, прошлое, настоящее и будущее объединены в моем воображении.
Мое воображение упорядочивает опыт прошлого, подсоединяет его к настоящему и пролонгирует действия в будущем.

То же самое с пространством, когда я мысленно переношусь в те или точки земного шара или родного города.
Но, в этой работе воображения присутствует какая-то точечность, фрагментарность, избирательность.
Но фрагментарность воображаемого не мешает непрерывности воображаемого – к своей локализации в пространстве я в своем воображении подсоединяю другие места и уничтожаю разрывы между тем местом где я нахожусь сей миг и местом которое я воображаю.
Так же и со временем – я подсоединяю к моменту настоящего различные отрезки прошлого и ожидаемого будущего создавая некоторого рода непрерывность.
Воображение объединяет время и пространство в моем сознании – делает мое существование для меня непрерывным, избавляя от ужасам постоянных разрывов.

Воображение – это способность синтезировать предметы в единое целое – стол в прошлом, настоящем и будущем остается для меня одним столом в различных его видах, и даже поломанный или испачканный стол будет для меня одним и тем же столом – синтезирующая сила воображения сделает свое дело без напряжения с моей стороны
Воображать, это значит поддерживать мир в единстве. Единство мира – или единство события – или единство места в пространстве [города например], единство личности и т.п. – это работа воображения

Так же, как в своем воображении мы отделяем реальное от вымысла [как это делается – это отдельная тема]

И напоследок надо сказать, что все вышеизложенное не более как попытка феноменологического письма. И надо заметить что об этом писал Сартр [пускай и немного неразборчиво], а до него хорошо писал Хайдеггер, когда пытался навязать Канту феноменологическую интерпретацию в работе "Кант и проблема метафизики". А я лишь слабый эпигон, который упростил и прояснил данную проблему воображения для себя.

"Кантовское обоснование метафизики вопрошает об основании внутренней возможности сущностного единства онтологического познания. Основание, которое она обнаруживает - это трансцендентальная способность воображения. В отношении к двум основным источникам души (чувственность и рассудок) она выступает как срединная способность. Изначальное истолкование этого заложенного основания раскрывает, однако, эту срединную способность не только как изначально единящее средоточье (Mitte), но и само это средоточье как корень обоих стволов познания.
Этим открывается путь к изначальному основанию (Quellgrund) обоих основных источников. Истолкование трансцендентальной способности воображения как корня, т.е. прояснение того, как чистый синтез дает из себя возникнуть обоим стволам и как их поддерживает, само по себе ведет назад в укорененность этого корня: к изначальному времени. Лишь оно, как изначальное, трояко-единящее образовывание будущего, отбывшего и настоящего вообще, делает возможным "способность" чистого синтеза, т.е. то, на что он способен - единение трех элементов онтологического познания, в чьем единстве образуется трансценденция
".
[Хайдеггер "Кант и проблема метафизики"]
Tags: Хайдеггер, воображаемая география, игры памяти, конструктивизм, феноменологические призмы, философия, цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments